Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче: Просто представьте, что мы были рождены в кинотеатре. Мы не знаем о том, что происходящее перед нашими глазами – это только кинопоказ. Мы не знаем, что это только фильм, что это только кино и что события в фильме ненастоящие, что в действительности их не существует. Всё, что мы видим на этом экране – любовь, ненависть, насилие, что-то тревожное, что-то захватывающее – это фактически результат воздействия света на киноплёнку. Но никто никогда не говорил этого, так что мы сидим здесь и смотрим, сосредоточив всё своё внимание на фильме. Если кто-то пытается привлечь наше внимание, мы говорим: «Заткнись!». Даже если нам нужно сделать что-то важное, мы не хотим этим заниматься. Мы полностью поглощены фильмом и не видим того, что эта картинка – полная пустышка. Сейчас представьте, что находится кто-то, сидящий рядом с вами, кто говорит:«СМОТРИ, ЭТО ТОЛЬКО ФИЛЬМ. ЭТО НЕНАСТОЯЩЕЕ. ЭТО ТОЛЬКО КАРТИНКА». У нас появляется шанс осознать, что видимое нами – это всего лишь фильм, что он ненастоящий и он не существует. Это не значит, что автоматически мы должны подняться и покинуть кинотеатр. Мы не обязаны этого делать. Мы можем просто расслабиться и просто наблюдать за любовными историями, криминальным триллером или чем-то ещё. Мы можем переживать на себе их энергию. И если у нас есть твёрдая убежденность в том, что это только картинка, тогда мы можем отмотать назад, поставить на быстрое воспроизведение или, по своему желанию, ещё раз поставить фильм, чтобы посмотреть его снова. Если мы уверены в том, что можем уйти в любой момент, как только захотим, у нас может не возникать чувства, что мы обязаны это сделать. Мы можем выбрать устроиться поудобнее и смотреть. Иногда определённый эпизод может переполнить нас чувствами. Трагический момент может задеть нас за живое и мы можем увлечься. Но тогда что-то в нашем сердце говорит нам – это всё ненастоящее, это не имеет большого значения. Это то, что должен понять практикующий дхарму – что и вся сансара, и нирвана – всё это также не имеет сущности, такое же ненастоящее, как этот фильм. Пока мы этого не увидим, Дхарме будет очень трудно проникнуть в наши умы. Мы всегда будем увлекаться, нас будет сбивать величие и красота этого мира, успехи и неудачи. Как бы то ни было, если мы увидим, хотя бы на секунду, что все эти явления ненастоящие, мы обретём твёрдую убежденность. Это не значит, что нам обязательно рвануть в Непал или Индию и стать там монахом или монахиней. Мы можем продолжать работать, носить деловой костюм и каждый день с портфелем в руках ходить в свой офис. Мы можем продолжать влюбляться, подносить нашей возлюбленной цветы, обменяться кольцами. Но где-то внутри есть что-то такое, говорящее нам, что ВСЁ ЭТО НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ СУТИ.